ЖКХ – понятие круглосуточное

В третье воскресенье марта свой профессиональный праздник отмечают работники жилищно-коммунального хозяйства. Отличает  эту сферу то, что ее услугами мы привыкли пользоваться практически в круглосуточном режиме, а обязанности коммунальщиков порой знаем лучше, чем собственные, и требуем их неукоснительно исполнять, ибо «клиент всегда прав».

Наша беседа с директором ООО «Жилищное хозяйство Сергеем Владиславовичем ЮЖИНЫМ – о том, что сделано и что планируется сделать, о проблемах и о людях, чьим трудом мы ежедневно пользуемся.

- ООО «Жилищное хозяйство» - это управляющая компания. Чем управляете? Как организована структура организации?

- Основной вид деятельности ООО «Жилищное хозяйство» – выполнение функций по управлению, содержанию и ремонту жилого фонда. В управлении у нас находится 411 многоквартирных жилых домов общей площадью 870 тыс. кв. метров – это 17319 квартир, и 5 общежитий, где проживает 842 человека. Уборочная площадь составляет 1 млн. 62 тыс. кв. метров.

В услугу по управлению МКД включаются: организация работ по технической эксплуатации домов в соответствии с действующими требованиями; санитарное состояние домов; организация поставки коммунальных ресурсов; аварийно-диспетчерское и расчетно-кассовое обслуживание; сбор и взыскание платежей; регистрационный учет граждан. Для обеспечения возложенных на управляющую компанию функций в ее структуру входят участок механизации, электроучасток, участок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Всего в составе ООО «ЖХ» работает 191 специалист.

Санитарное содержание придомовых территорий, содержание и ремонт внутридомового сантехнического оборудования и ремонт конструктивных элементов общего имущества МКД производят подрядные организации на основании договоров с управляющей компанией. Подрядчики являются самостоятельными юридическими лицами, где трудятся 286 специалистов. В левобережье города за чистоту дворовых территорий отвечает фирма «Уют», за ремонт инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий – ООО «Наш дом»; в правобережной части – соответственно ООО «Дебют», ООО Сантехсервис» (инженерия) и ООО «РемДом».

В работе управляющей организации немало положительных моментов. Например, с 2012 года мы перешли с сигнального сбора ТБО на контейнерный, где наравне с бытовым мусором организован сбор крупногабаритных отходов. Участок справляется с работой своевременно, за что получаем немало положительных отзывов от жителей, да и в целом по ленинградской области работа участка по собору и вывозу ТБО выглядит достойно.

Согласно утвержденному плану выполняются работы по ремонту подъездов, при этом не только делается косметический ремонт, но и восстанавливается теплоснабжение на нижних этажах, устанавливаются энергосберегающие светильники на межэтажных площадках, производится частичная замена рам, замена подвальных дверей на металлические. Благодаря четкой и слаженной работе управляющей организации и проведению плановых ремонтов удалось избежать возникновения серьезных аварийных ситуаций. Но при этом, к сожалению, существует и немало проблем, мешающих исполнению всех обязательств по содержанию жилого фонда.

- Давайте на этом остановимся подробнее…

- Пожалуй, в первую очередь следует назвать кадровую проблему. Согласно нормативам, утвержденным Госстроем, для выполнения минимального перечня работ, утвержденного постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013г., численность обслуживающего персонала в Волхове должна составлять 834 человека, в том числе дворников – 408 (в тарифе заложено 147); рабочих по содержанию конструктивных элементов (ремонт кровель, фасадов, подъездов, подвалов и т.д.) по нормативу нужно 134, заложено всего 66; содержание инженерного оборудования – 158, по факту – 72… Дефицит по всем основным профессиям составляет от 51 до 64%. Добавьте сюда непрестижность профессии, высокую текучесть кадров, низкую зарплату, темп роста которой уже несколько лет не покрывает уровень инфляции. На исполнителей услуг ложится практически двойная нагрузка, а средняя зарплата за 2014 год составила 19,5 тыс. рублей.

- Но при этом цифры в квитанциях постоянно растут…

- Хочу акцентировать ваше внимание – это квитанции по оплате услуг ЖКХ. Сумма действительно впечатляет – стандартная двушка в среднем обходится в 2480 рублей в месяц. Но давайте присмотримся внимательно к этой сумме. Она состоит из двух видов платежей: жилищные услуги (это наши услуги) и коммунальные услуги – это тепло, вода и т.д. Эти услуги регулируются и устанавливаются комитетом по тарифам правительства Ленобласти и составляют 73% от суммы в квитанции. На нашу жилищную услугу приходится лишь 27% - на эти деньги мы должны содержать инженерные сети, оборудование, конструктивные элементы домов, производить уборку дворов и подъездов, опиловку деревьев, содержать аварийно-диспетчерскую службу, автотранспорт, производить оплату электроэнергии, потребляемой для мест общего пользования и на работу оборудования.

В ст. 156 и 158 Жилищного кодекса РФ сказано, что жители сами должны определиться со стоимостью на содержание  жилья по каждому дому, и только если собственники помещений МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера оплаты на содержание жилья, то начисление производится по ценовым ставкам, утвержденным органами местного самоуправления. У нас в городе всего 7 домов, где жители сами принимают решение по размеру оплаты на их содержание. За остальных этот размер устанавливают депутаты, а они не могут знать всех проблем каждого дома, и в своем решении ориентируются на процент роста, который рекомендован для коммунальной услуги Правительством РФ, а он явно для жилищной услуги низок. Экономически обоснованный тариф на содержание жилья, учитывающий износ жилого фонда города Волхова, при соблюдении норм технической эксплуатации, должен составлять в домах среднего благоустройства не менее 22,73 руб. с 1 кв. м общей площади, а в домах с лифтом и мусоропроводом – не менее 27,5 рубля. В нашем случае тариф составляет в среднем 17,26.

Еще одна серьезная проблема – рост инфляции в 2014 году официально составил 11,2%, в том числе цены на строительные материалы выросли от 40%, на сантехнические – от 70%, подорожал бензин и прочие расходы. К сожалению, управляющая организация может все меньше и меньше выполнить работ на те средства, которые заложены в ценовой ставке. Отмечу, что с августа 2013 года мы ни на 1 рубль не подняли стоимость жилищных услуг. Конечно, такая ситуация скажется на состоянии домов, износ которых и так довольно высок (износ инженерных сетей ряда домов достигает 75-81%, конструктивных элементов – до 70%). Показатель содержания 1 кв. м жилья без учета коммунальных платежей в Волхове – на третьем месте с конца в Ленинградской области: В Подпорожье он 24,47 руб., в Кировске – 22,31, в Киришах – 20,98.

- Сергей Владиславович, следующий вопрос – из самых болезненных: какова задолженность волховчан за жилищно-коммунальные услуги?

- Вопрос действительно болезненный: мало того, что население задолжало за услуги ЖКХ 149,9 млн. рублей, согласно действующему Налоговому законодательству выручкой управляющей компании является начисленная стоимость оказанных услуг, а не их фактическая оплата потребителями. Другими словами, управляющая компания «живым рублем» оплачивает все коммунальные услуги поставщикам ресурсов (отопление, горячую и холодную воду, водоотведение, электроэнергию); налоги (НДС, прибыль) с недоплат потребителей. С каждого рубля, недополученного предприятием от плательщиков, в бюджет вносится 36 копеек налогов, а это немалые деньги, которых не хватает на содержание жилищного фонда. Безусловно, это усугубляет финансовое состояние предприятия.

- Что можно сделать в данной ситуации?

- Современное законодательство рассчитано на сознание собственников жилья. Законодатели наделили собственников правом управлять своим имуществом, в том числе собирать общие собрания, устанавливать размер платы за содержание и ремонт дома, принимать решение о ремонте, но при этом не установили ответственности собственника за неисполнение им этих обязанностей. Зато не забыли наделить ответственностью управляющие компании, не дав им никаких прав! Инициировать собрание мы не можем, устанавливать плату за содержание общего имущества в необходимом размере не имеем права. Даже расторгнуть договор с собственниками за неисполнение ими договора управления мы не вправе, в отличие от собственников – они на общем собрании решили и расторгли. Но случись авария на доме, материальную, административную и даже уголовную ответственность  будет нести управляющая компания, а не собственники, которые не исполнили свои обязанности и не дали согласия на своевременное проведение ремонтных работ или не определились с источником финансирования. К сожалению, управляющие компании вынуждены выживать самостоятельно, в одиночку борясь при несовершенстве законов как с поставщиками коммунальных услуг, так и с нерадивыми их получателями. Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям Волхова: будьте более активны, проявляйте инициативу, создавайте Советы домов, которые будут планировать и контролировать ремонтные работы. А ООО «Жилищное хозяйство» не останется в стороне. Мы можем и умеем работать, недаром нашей управляющей компании за 2013 год присвоено 44-е место в рейтинге 100 лучших предприятий Российской Федерации в номинации «Управление и эксплуатация жилого фонда», а итоги 2014 года еще не подводились.

От души поздравляю всех работников коммунального хозяйства и наших партнеров-смежников с профессиональным праздником, благодарю за труд и желаю всем здоровья, радости и благополучия!

- Мы присоединяемся к поздравлениям и благодарим Вас за интервью.

Записала О. Панова

Газета «Волховские огни»